pargentum: (Default)
[personal profile] pargentum
Интересно было бы вспомнить историю "Великого перелома" 1929 года, дела Промпартии и прочей уголовщины.

Ведь тоже, как я понимаю, начиналось как попил бабла.  На строительстве Сталинградского тракторного завода ведь кто-то же озолотился, прежде чем стало ясно, что трактора по такой цене, чтобы покрыть все воровство и некомпетентность, никто не купит?  Кто-то исследовал историю сталинской "индустриализации" с этой точки зрения?

Date: 2014-11-19 03:19 am (UTC)
From: [identity profile] signamax.livejournal.com
думаю что сталин и исследовал

и часть зачисток в 30е была с этим связана тоже

Date: 2014-11-19 07:03 am (UTC)
From: [identity profile] pargentum.livejournal.com
Ну, я имею в виду - опубликованные исследования.

Как я подозреваю, в сталинских зачистках - как и сейчас - чистили, преимущественно, стрелочников и зиц-председателей, а настоящие виновники оставались заседать в политбюро. Но вообще сам подход из разряда "чтобы спрятать мертвый лист, он сажает мертвый лес".

Date: 2014-11-19 11:40 am (UTC)
From: [identity profile] signamax.livejournal.com
не думаю что был один фактор посадок

Date: 2014-11-19 03:56 am (UTC)
From: [identity profile] balalajkin.livejournal.com
Нашли попил бабла, записали - английский шпион. Нельзя же объявлять народу, что в партии и правительстве ворьё. Ворьё - оно в царском правительстве, а у нас вредители, враги народа и шпионы.
Поди расследуй.

Date: 2014-11-19 06:59 am (UTC)
From: [identity profile] pargentum.livejournal.com
Я ж прошу не расследования, а исследования. Это перекрывающиеся, но все-таки существенно разные вещи.

Date: 2014-11-19 04:11 am (UTC)
From: [identity profile] stan podolski (from livejournal.com)
--- трактора по такой цене, чтобы покрыть все воровство и некомпетентность

когда это в соцэкономике цена имела отношение к затратам

Date: 2014-11-19 07:01 am (UTC)
From: [identity profile] pargentum.livejournal.com
До 29 года был НЭП, который был не вполне социалистической экономикой.
Собственно, мне и интересно, какую роль в сворачивании НЭПа сыграли упомянутые мной причины.

Date: 2014-11-19 08:06 am (UTC)
From: [identity profile] kouzdra.livejournal.com
Никаких - решение было принято в 1927, потому что было видно, что система себя исчерпала.

Date: 2014-11-19 11:15 am (UTC)
From: [identity profile] pargentum.livejournal.com
"Самолет упал не из-за отказа двигателя, просто двигатель внезапно выключился".

Date: 2014-11-19 12:29 pm (UTC)
From: [identity profile] kouzdra.livejournal.com
НЭПовский двигатель в 1927 барахлил уже настолько сильно, что провели замену на ходу подручными средствами.

Date: 2014-11-19 12:32 pm (UTC)
From: [identity profile] pargentum.livejournal.com
Ну так ведь я про то же и говорю, что барахлил.
Но вы говорите - барахлил и все тут, а я пытаюсь анализировать причины этого барахления.

Date: 2014-11-19 01:33 pm (UTC)
From: [identity profile] kouzdra.livejournal.com
Да простые там причины барахления - низкий запас прочности и слабый спрос. В 1923, когда с этим начали играться ухнули в кризис перепроизводства - а к 1927 было уже ясно что все просто уходит в тезаврацию и спекуляцию. Как только минимальное восстановление произошло "невидимая рука" опять начала загонять экономику в жопу (поскольку нужны были не игры в "свободный рынок", а форсированная индустриализация и недопущение голодухи в первую очередь в городах).

Игр в "либерализм" как раз в НЭП было слишком много - тоже самое безумие с золотым червонцем.

PS: Это вообще ваша системная ошибка - предположение что цели, к коим ведет всех "невидимая рука" совпадают с целями хотя бы правительства. С какой стати-то им совпадать?

Date: 2014-11-19 01:43 pm (UTC)
From: [identity profile] pargentum.livejournal.com
Многа букаф.
Конечно, "цели" рынка могут не совпадать с целями правительства.
Но почему вы так категорично уверены, что в числе целей раннесталинского правмтельства не имели приоритета бабло и попил?

Ведь эти факторы также работают на снижение запаса прочности и объясняют результаты ничуть не хуже вашей теории про "тезаврацию и спекуляцию".

Date: 2014-11-19 01:35 pm (UTC)
From: [identity profile] kouzdra.livejournal.com
PS: А если вы о "воровстве" - то нет - решающей была так называемая "хлебная стачка" - которая правда показала, что система уже идет вовсе вразнос. Это было решающим для решения о смене курса и отказе от "рыночных методов".

Date: 2014-11-19 01:45 pm (UTC)
From: [identity profile] pargentum.livejournal.com
Стачка показала, что идет вразнос - эрго, она не могла быть среди причин разноса. А бабло и попил - могли. Поэтому ваши утверждения, в общем, не противоречат моим.

Date: 2014-11-19 07:01 am (UTC)
From: [identity profile] antontsau.livejournal.com
да ну ладно, какие еще корейки. Куда озолачиваться. Вот просрать - хоть миллиард, ни хрена не сделать - запросто, получить себе оклад жалования, паек, квартиру и паккард с водителем вообще святое, а украсть ползавода никак. Это ж по тем временам на тыщу лет бы хватило, всем внукам и правнукам, ну и где оно спрашивается (правнук это я, есличе).

Какой еще корейко?

Date: 2014-11-19 07:06 am (UTC)
From: [identity profile] pargentum.livejournal.com
Корейко супротив нэповских промтрестов - как столяр супротив плотника.
Конечно, да, главным фактором был проеб, а не воровство. Но я немного про другое.

Обычно сворачивание нэпа объясняют политико-идеологическими причинами. А я-то говорю про то, что основные причины были гораздо более прозаичные.

Re: Какой еще корейко?

Date: 2014-11-19 08:54 am (UTC)
From: [identity profile] antontsau.livejournal.com
да промтрест там может быть какой угодно. Лично Большому Начальнегу сколько укралось? Квартира с паккардом? Ааааа... А Богатая Контора - это проеб а не украли.

У нэпа были те же проблемы, что при Горби с кооперативами. Дыра в раздутом социалистическом шарике. Только при Горби это был сдувающийся шарик, а при нэпе наоборот надувающийся. Проблема не в том, что кто-то там на этой дыре свою личную вертушечку крутит, а в том, что с таковой дырой весь шарик не удержать, поднять давление - только дыра больше станет, еще и трещинами вокруг пойдет, совсем на грелки все порвется (что при Горби и произошло).

Re: Какой еще корейко?

Date: 2014-11-19 10:28 am (UTC)
From: [identity profile] pargentum.livejournal.com
На ровном месте и шишка бугор.
Хлеборезу в лагере укралось полбуханки, но для него это означало границу между жизнью и смертью.

По остальному почти согласен - только я-то как раз намекал не на сходство с горбачевским периодом, а на то, что сейчас ситуация больше похожа на "надувающийся социалистический шарик". И тем и опасна.

Re: Какой еще корейко?

Date: 2014-11-19 06:56 pm (UTC)
From: [identity profile] antontsau.livejournal.com
украсть ползавода это не буханка. Получить себе квартиру и даже паккард на общей цене строительства не сказывается никак, хотя для самого персонажа это огогого сколько.

Re: Какой еще корейко?

Date: 2014-11-19 12:51 pm (UTC)
From: [identity profile] trurle.livejournal.com
Сворачивание НЭПа случилось из-за хозяйственно-финансовых сложностей, к примеру, "ножниц цен", то есть роста цен на промтовары относительно с/х продукции, снижения предложения с/х продукции частными земледельческими хозяйствами и прочими неприятностями в том же духе.
Рост же цен на продукцию промышленности вызывался структурными проблемам корпоративного социализма, среди которых хищения не являются главной.

Date: 2014-11-19 03:00 pm (UTC)
From: [identity profile] arhiloh.livejournal.com
Украсть ползавода и более вполне себе имело смысл, если зарыть денюжки в загнивающем мире капитализьма, например, и тихо раствориться там же во время очередной поездки за заточно-расточными станками. Учитывая, что за несколько лет были потрачены бешеные мильярды в инвалютах, а также общий уровень совецкой деловой культуры и традиционную ауру секретности спиздить всего только ползавода было пожалуй что и по-божески.
Но на тему не видал ничего, хотя про период начального становления соввласти что-то такое пикантное всплывало иногда.

Date: 2014-11-19 06:54 pm (UTC)
From: [identity profile] antontsau.livejournal.com
звук бы был на полпланеты, до сих пор эхом отдающийся - "руководитель строительства ХренЧугунЗавода сбежал в сышыа". Не слышал ни разу.

А вот проебать ползавода - легко. Дедушко за свою карьеру несколько раз такое предыдущее руководство поголовно расстреливал.

Date: 2014-11-20 02:37 am (UTC)
From: [identity profile] pargentum.livejournal.com
Вы же сами про Корейко вспомнили. Неужели слово зицпредседатель вам ни о чем не говорит?

Date: 2014-11-20 03:28 am (UTC)
From: [identity profile] antontsau.livejournal.com
Корейко персонаж литературный, а у реальных буржспецов никаких миллиенов не обнаружилось. Иначе бы об этом коммуняки точно бы развонялись по полной.

Date: 2014-11-20 11:00 am (UTC)
From: [identity profile] pargentum.livejournal.com
я думаю, основное воровство осуществляли партфункционеры, надзиравшие за процессом. Буржспецам доставалась, в лучшем случае, роль стрелочника.

Date: 2014-11-20 11:13 am (UTC)
From: [identity profile] antontsau.livejournal.com
да и партфункционерам тоже не очень доставалось, не ползавода украсть. До этой мысли у них просто фантазии не хватало.

Date: 2014-11-20 12:31 pm (UTC)
From: [identity profile] pargentum.livejournal.com
Мне кажется, вы слишком плохо думаете о партфункционерах.

Date: 2014-11-20 12:43 pm (UTC)
From: [identity profile] antontsau.livejournal.com
да ну ладно. Не абрамовичи, совсем. Даже сраную яхту построить и то фантазии не хватало, не то что миллергоф.

Date: 2014-11-20 01:19 pm (UTC)
From: [identity profile] pargentum.livejournal.com
Яхта тоже не свидетельствует об особо богатой фантазии.

Date: 2014-11-20 01:22 pm (UTC)
From: [identity profile] antontsau.livejournal.com
но денег стоит вполне заметных даже по сравнению со всем заводом. Не паккард.

Date: 2014-11-20 01:25 pm (UTC)
From: [identity profile] pargentum.livejournal.com
Паккарды - ЕМНИП автомобили топового ценового класса. Интересно было бы посчитать с поправкой на инфляцию и прочие факторы масштаба.

Date: 2014-11-20 01:29 pm (UTC)
From: [identity profile] antontsau.livejournal.com
именно. Мерседес шестисотый. Тьфу и растереть, по сравнению с тракторным заводом.

Date: 2014-11-20 01:41 pm (UTC)
From: [identity profile] pargentum.livejournal.com
Нищеброд детектед^W^WКому и кобыла невеста^W^W^W Шестисотый мерседес - это, конечно, симпатичная машинка, но конвейерная сборка по настоящему дорогой не бывает.

Если я не ошибаюсь, паккард по ценовой категории ближе к нынешним роллс-ройсам или там бентли. Да еще учитывая, что с тех пор цены на машины существенно понизились по отношению к остальным товарам - ...

Date: 2014-11-20 01:49 pm (UTC)
From: [identity profile] antontsau.livejournal.com
ну пусть не шестисотый а мазератти какое-нибудь или роллсройс. И что? Стало сильно заметнее на фоне целого завода?

Потому и яхты, кстати. Машиной выебнуться на таком уровне физически невозможно, если не уходить в сегмент "ролссройс с мечами и брильянтами", даже полмиллиона и то уже тяжко потратить, а что такое полмиллиона? да тьфу и растереть для серьезных дядей. А вот яхту можно хоть за миллиард, там уже все как надо, размерчик не ограничен ничем вовсе. И еще за миллиард дворецЪ, да и с тем трудности, тут вон во всей стране самый дорогой домЪ 100 миллионов.

Date: 2014-11-20 01:56 pm (UTC)
From: [identity profile] pargentum.livejournal.com
Мне по прежнему кажется, что вы недооцениваете, насколько рост цен на автомобили всех ценовых классов в течении XX столетия отставал от инфляции.

Date: 2014-11-20 02:05 pm (UTC)
From: [identity profile] antontsau.livejournal.com
да ну ладно. Известно же, что фордик Т в свое время стоил 240 баксов, при недельной зряплате в 20 баксов. Ну, это конечно совсем жестянка, но соотношение между Т и паккардом - примерно как сейчас между какой-нибудь там чери и роллсройсом, меньше чем на два порядка. С заводом ни то ни другое все равно не сопоставимо.

Date: 2014-11-20 02:39 pm (UTC)
From: [identity profile] pargentum.livejournal.com
Ну, паккард того же периода, если верить педивикии, стоил $2400, то есть как раз на порядок дороже. Причем, как я понимаю, 2400 - это не самая топовая комплектация.
Далее, вы говорите про цены в Америке по сравнению с зарплатами в той же Америке. В СССРе же зарплаты были в разы ниже, а паккард - с учетом доставки и растаможки - не удивлюсь если обходился в сопоставимые разы дороже - вот вам и еще порядок. В общем, уже аккуратно считать надо, прикидки навскидку вроде не подтверждают однозначно вашей правоты.

Date: 2014-11-20 02:53 pm (UTC)
From: [identity profile] antontsau.livejournal.com
ну вот и получается, что паккард стоит три года работы американского работяги. Тьфу, несерьезно. Для совка это и 50 лет может быть, потому это и Круть Немеряная (и даже эмка в 1940м году это какая-то заоблачная круть), но мы же сравниваем не с быдлЪом, а с заводом, в той же омереге и купленным и теми же американскими работягами и сделанным.

Date: 2014-11-20 02:57 pm (UTC)
From: [identity profile] pargentum.livejournal.com
Как я понимаю, яхта обрамовича по сравнению с балансовой стоимостью роснефти или что он там курирует тоже составляет далеко не половину. И даже не десять процентов.

Date: 2014-11-20 03:00 pm (UTC)
From: [identity profile] antontsau.livejournal.com
так там не яхтой же единой. Да и одна яхта тоже уже вполне так ничего, заметна, несколько процентиков от всей лавочки.

Date: 2014-11-19 03:21 pm (UTC)
From: [identity profile] seann.livejournal.com
Исследования были, спросите ссылки у alex_k или погуглите, скажем, "паровозное дело" (закупка в Швеции 1000 паровозов).

Date: 2014-11-19 03:43 pm (UTC)
From: [identity profile] pargentum.livejournal.com
Про паровозное дело я в курсе, но оно было немного раньше.

Date: 2014-11-19 04:04 pm (UTC)
From: [identity profile] seann.livejournal.com
Просто была ссылка, где много материалов такого рода. Ресурс по экономич. истории, вполне академические описания.
(deleted comment)

Date: 2014-11-23 05:05 pm (UTC)
From: [identity profile] pargentum.livejournal.com
Можно, но только тем, кто проходит тест Тьюринга.

Profile

pargentum: (Default)
pargentum

January 2026

S M T W T F S
     1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 12th, 2026 12:40 am
Powered by Dreamwidth Studios