pargentum: (Default)
[personal profile] pargentum
 Чеснокову (в девичестве Касьянову), о которой так много говорили большевики клика Бугаева-Блехера.
Признаться, первый раз я ее брался читать по порядку, начиная с первой главы, и ниасилил.
На этот раз полностью тоже ниасилил, зато начал читать с интересного места, с главы 7 Способ проверки гипотезы.
Ну, первое, что меня заинтересовало - что афтар честно признает, что ее результаты проверке не подлежат - ну, намерили тестом mmpi какие-то средние значения, а что эти значения означают - чистая, в общем, фантазия.  То есть науки в этом не больше, чем у Гумилева-младшего или какого-нибудь Фомы Хроноложца.  Опять же, я бы попытался как-то проверить гипотезу, что отклонения в средних значениях обусловлены скорее переводом теста на русский язык, в ходе которого тщательно выверенные англоязычные формулировки превратились в более резкие или, наоборот, непонятные заявления - но аффтар, как я понимаю, слепо верит в магическую способность теста mmpi к самокоректировке результатов.
Но это как бы так, общие методологические ламентации.
А еще более интересное место началось в следующей главе 8 Репрессия как глобальная модель «ответа» на ситуацию .  Ну, разумеется, репрессия тут не в сталинском смысле, а, как я понимаю, во фрейдистском, неосознанное подавление желаний.  По тестам mmpi у Чесноковой русские вышли в среднем значительно более склонны к репрессии и к эмоциональной незрелости, чем средние американцы.  Из этого Чеснокова делает какие-то далеко идущие выводы про русский характер и почему-то про протестантскую этику. 
Кстати, я тут не эксперт по психологии - Чеснокова в неназванном словаре нашла, что бессознательная репрессия трудно отличима от сознательной суппрессии.  Хотя, наверное, разработчики mmpi не случайно назвали свою шкалу именно репрессией, возможно их тест-то это как раз отличает, но Чеснокова оперирует только словарем, но не сопроводиловкой к тесту.  Опять же, та лихость, с которой Чеснокова отождествляет репрессию с терпением... В общем, тут не спец и могу только выразить некоторое сомнение.
Наиболее интересно мне показалось сопоставить эту главу с текстом, на который я уже ссылался (правда, не на весь):
http://ludmilapsyholog.livejournal.com/52003.html
http://ludmilapsyholog.livejournal.com/52399.html
http://ludmilapsyholog.livejournal.com/52649.html
http://ludmilapsyholog.livejournal.com/53022.html
http://ludmilapsyholog.livejournal.com/53418.html

Как я понимаю, Петрановская говорит о примерно тех же симптомах, что обнаружила в своих усреднениях mmpi Чеснокова: репрессии и эмоциональной незрелости.  Но она интерпретирует массовое распространение этих симптомов в советском обществе не как русский нац. характер, а как явление, характерное для советских поколений, как прямые и косвенные последствия массовой психологической травмы, причиненной войной и - ну, Петрановская про это говори более обтекаемо, но я буду называть вещи своими именами - травмы, причиненной социалистическим экспериментом.

Собственно, я даже не берусь в данном случае говорить, кто прав - Чеснокова или Петрановская.  Для меня достаточно зафиксировать, что научного способа разделить эти две интерпретации, как я понимаю, не существует.  Во всяком случае, еще лет пятьдесят-сто, пока не вырастет в России поколение, свободное от отдаленного эхо этих психологических травм.

Profile

pargentum: (Default)
pargentum

March 2026

S M T W T F S
12 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 2526 27 28
293031    

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 29th, 2026 03:17 am
Powered by Dreamwidth Studios