Какая прелесть!
Sep. 13th, 2009 08:04 pmoboguev: Э. Кольман Вредительство в науке «Большевик», 1931, № 2. стр. 71-81:
Не менее характерной чертой, чем грубая подделка под «советский стиль», является исключительное обилие математических вычислений и формул, которыми так и пестрят вредительские работы. Нагромождение сложнейших выкладок и формул, множества диаграмм в виде гармонических и показательных кривых — типично не только для сборников конъюнктурного института Наркомфина, не только для таких шедевров, как «теория балансового учета» Рудановского (где вопросы балансоведения «решаются» — дифференциальными уравнениями термодинамики), но несомненная гипертрофия математического метода имеется и в таких «узкотехнических» работах, как, скажем, об оценке наиболее рационального направления новых железных дорог (сборник МИИТа) или даже в теории коневодства.
«Материя исчезает, остаются одни уравнения» — эта ленинская характеристика ученой поповщины в современной физике дает ключ к пониманию вредительского пристрастия к математизации любой науки. На самом деле, не станут же вредители писать прямо, что они за реставрацию капитализма, должны же они искать наиболее удобной маскировки. И нет более непроницаемой завесы, чем завеса математической абстракции. Математические уравнения сплошь да рядом придают враждебным социалистическому строительству положениям якобы бесстрастный, объективный, точный, неопровержимый характер, скрывая их истинную сущность.
no subject
Date: 2009-09-13 01:14 pm (UTC)no subject
Date: 2009-09-13 01:51 pm (UTC)no subject
Date: 2009-09-13 08:48 pm (UTC)no subject
Date: 2009-09-13 02:37 pm (UTC)no subject
Date: 2009-09-13 11:30 pm (UTC)И с этим связан второй аспект - важный лично для меня. Но не только, думаю так считали многие. В конце 60-х - начале 70-х математические методы в экономике противопостовлялись, разумеется, не австрийцам, а как бы это сказать, экономистам типа членов знаменитой тройки из сказки Стругацких, всяким жутким академикам, отправившим в ссылку и лагеря своих коллег в 30-е годы. Математики-экономисты были либо бодрые деды, вернувшиеся с отсидки - со своим безукоризненным английским и немецким, манерами, кругозором, стандартами того, что принято, а что нет, либо молодые ("бородатые, в свитерах"). Не_математики же были сплошь партийные долдоны, приспособленцы и начетчики, в научном плане совершеннейшие трупы. И вот сама переоценка этих самых математических - не людей, но направлений - была довольно болезненна, как бывает болезненной любая утрата юношеских иллюзий.