На самом деле резкой границы нет. Человек ВСЕГДА выбирает, добровольно. Даже если "если на меня наставить пулемет с вышки и сказать "иди в ворота"" - все равно человек добровольно выбирает что-то. Как правило, конечно, идет в ворота, но не всегда. То есть момент выбора все равно есть, и этот выбор делает человек сам. Можно попробовать отделить насильственное от добровольного путем оценки угрозы, но это мне тоже не кажется оптимальным. Та же угроза жизни - такое дело... Без денег, например, человек будет старадать или даже вовсе умрет, так что "Ради денег я пойду на все! Даже на работу!" :)) Собственно, поэтому Любарский и говорит о принудительности труда, по-моему. По-моему, лучше в качестве критерия применять что-то вроде наличия договорных отношений в явной форме. То есть человек соглашается на применение к нему таких-то санкций в ответ на что-то. Тогда работа по трудовому договору или контракту не будет насильственным принуждением к труду, а если заставляют идти на субботник, угрожая чем-то - будет. И все, что не в рамках явного договора - может быть признано насилием, если человек считает, что к нему применено насилие. Он нигде на это не соглашался, а вот оно, и не нравится. Из этого следует, что все, к чему государство принуждает своих граждан есть насилие - они с ним конракта не подписывали.
Re: Не совсем так
Date: 2005-04-01 08:09 am (UTC)То есть момент выбора все равно есть, и этот выбор делает человек сам.
Можно попробовать отделить насильственное от добровольного путем оценки угрозы, но это мне тоже не кажется оптимальным. Та же угроза жизни - такое дело... Без денег, например, человек будет старадать или даже вовсе умрет, так что "Ради денег я пойду на все! Даже на работу!" :)) Собственно, поэтому Любарский и говорит о принудительности труда, по-моему.
По-моему, лучше в качестве критерия применять что-то вроде наличия договорных отношений в явной форме. То есть человек соглашается на применение к нему таких-то санкций в ответ на что-то. Тогда работа по трудовому договору или контракту не будет насильственным принуждением к труду, а если заставляют идти на субботник, угрожая чем-то - будет.
И все, что не в рамках явного договора - может быть признано насилием, если человек считает, что к нему применено насилие. Он нигде на это не соглашался, а вот оно, и не нравится.
Из этого следует, что все, к чему государство принуждает своих граждан есть насилие - они с ним конракта не подписывали.